irwi99 (irwi99) wrote,
irwi99
irwi99

Long shadow of torture. Now in Russia?!

rКомитет против пыток (учрежден Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 году) опубликовал свои выводы и рекомендации по итогам рассмотрения пятого периодического доклада России об исполнении Конвенции против пыток (текст рекомендаций на английском языке: http://www2.ohchr.org/english/bodies/cat/docs/CAT.C.RUS.CO.5-.doc, неофициальный перевод на русский: http://www.memo.ru/uploads/files/877.pdf).




В заявлении российских неправительственных организаций по данному поводу сказано, в частности: "Мы удовлетворены тем, что в значительной мере была учтена информация о пытках в России, представленная неправительственными организациями в Альтернативном докладе (http://www.memo.ru/d/134783.html). В выводах Комитета отмечены важные меры, которые наша страна принимает для снижения пыточных практик. Тем не менее, по мнению Комитета, ситуация с применением пыток в России остается тревожной и требует принятия еще целого ряда неотложных мер.

Комитет определил три приоритетные темы, по которым Российская Федерация должна отчитаться перед ним к 23 декабря 2013 года. Россия должна сообщить, что было предпринято в соответствии с рекомендациями Комитета по контролю за местами содержания под стражей, по проблемам запугивания и преследования правозащитников, нападений на них, а также по преодолению дедовщины и жестокого обращения в вооруженных силах. О мерах, принятых нашей страной по другим проблемным вопросам, Россия должна отчитаться в декабре 2016 года, в ходе следующего раунда отчетности и представления очередного периодического официального доклада".


Автор данной статьи разделяет позицию российских НПО, изложенну выше.

Коалиция неправительственных организаций поддерживает рекомендации Комитета и считает крайне важным, что в его документе отмечена необходимость незамедлительно принять меры:

- по предупреждению любых актов пыток и жестокого обращения на всей территории страны и прекращения безнаказанности предполагаемых виновников. Публично заявить, что виновные, сообщники и лица, попустительствующие пыткам, будут привлечены к ответственности, подвергнуты уголовному преследованию и понесут наказание. Привести определение пытки в полное соответствие со статьей 1 Конвенции, предусмотреть уголовную ответственность за пытки как самостоятельный состав преступления и обеспечить, чтобы сотрудников полиции, военнослужащих и других должностных лиц можно было привлечь к уголовной ответственности непосредственно за пытки и чтобы приговоры были соразмерны тяжести преступлений;

- по предоставлению специальному подразделению Следственного комитета по расследованию преступлений сотрудников правоохранительных органов финансовых и кадровых ресурсов, которые позволят расследовать все полученные сообщения. Комитет требует предоставить ему данные о количестве полученных жалоб на пытки и жестокое обращение со стороны сотрудников правоохранительных органов, о количестве расследованных жалоб и возбужденных уголовных делах. Следует представить Комитету данные о количестве должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за непроведение адекватного расследования жалоб на пытки и жестокое обращение и за отказ сотрудничать в расследовании;

- по обеспечению всем задержанным, как по закону, так и на практике, права на доступ к адвокату, на контакт с членами семьи, на получение информации о выдвинутых против них обвинениях, а также по просьбе задержанного — на медицинский осмотр независимым врачом сразу же после фактического лишения свободы. Комитет отмечает, что следует вести видеозапись всех допросов и установить видеонаблюдение во всех помещениях в местах содержания под стражей, где могут находиться задержанные, кроме случаев, когда это может быть нарушением права задержанных на неприкосновенность частной жизни или на конфиденциальное общение с адвокатом или врачом. Такие видеозаписи должны храниться в защищенном месте и быть доступны для следователей, задержанных и их адвокатов.

В своих рекомендациях Комитет против пыток указал, что РФ должна признать, что правозащитники подвергаются риску и преследованиям в связи со своей профессиональной деятельностью; изменить законодательство, требующее от правозащитных организаций, получающих иностранное финансирование, регистрироваться в качестве "иностранных агентов"; отменить поправки, внесенные в определение "государственной измены" в Уголовном кодексе; пересмотреть существующую практику и законодательство. Необходимо провести незамедлительное, тщательное и беспристрастное расследование всех сообщений о запугивании правозащитников, угрозах в их адрес, нападениях на них и убийствах.

Автор данной статьи в качестве примера давления на правозащитные организации напоминает о попытке признания материалов Международной Гражданской комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге "экстремистскими" одним из районных судов по заявлению одного из заместителей городского прокурора Санкт-Петербурга. Это гражданское дело рассматривалось в суде более 2-х лет, материалы не были признаны "экстремистскими", органы прокуратуры обжаловали данное решение в суде второй инстнации, где судебное решение районного суда было оставлено в силе. Но сколько времени и сил пришлось потратить правозащитникам для того, чтобы отстоять свою правоту в неравном, в-общем-то, судебном противостоянии с сотрудниками органов прокуратуры... По времени практически совпало данное судебное разбирательство с проверкой работы Гражданской комиссии по правам человека С-Петербурга С-Петербургским управлением юстиции. Они также практически не нашли никаких нарушений в работе правозащитников.


Комитет также требует от России как участника Конвенции ООН против пыток:

- обеспечить, чтобы все сообщения о пытках, жестоком обращении, похищениях, насильственных исчезновениях и внесудебных казнях, в том числе, актах насилия в отношении женщин на Северном Кавказе были незамедлительно, беспристрастно и эффективно расследованы, а все виновные – привлечены к ответственности, подвергнуты уголовному преследованию и наказаны; жертвы таких нарушений должны получить компенсацию;

- обеспечить защиту всех лиц, подвергающихся риску, представителей этнических меньшинств, трудящихся-мигрантов, ЛГБТ и иностранных граждан. По всем случаям насилия и дискриминации в отношении них должно проводиться незамедлительное, беспристрастное и эффективное расследование с привлечением виновных к ответственности и предоставлением возмещения жертвам;

- активизировать меры по запрещению и искоренению дедовщины в вооруженных силах и обеспечить незамедлительное и беспристрастное расследование всех сообщений о дедовщине и смертельных случаях в армии на основании принципа абсолютной нетерпимости к жестокому обращению и пыткам в отношении военнослужащих;

- расширить использование альтернативных мер пресечения и наказания, не связанных с тюремным заключением, эффективно расследовать все случаи и причины самоубийств в местах лишения свободы, обеспечить заключенным доступ к адекватной и достаточной психиатрической помощи;

- обеспечить эффективный контроль со стороны судебных органов всех случаев помещения лиц с психическими расстройствами в стационарные учреждения. Обеспечить эффективные правовые гарантии лицам, содержащимся в таких учреждениях, в том числе, право на эффективное обжалование. Следует также обеспечить обучение медицинского и прочего персонала методам оказания помощи без использования насилия и принуждения.

Коалиция неправительственных организаций надеется, что российские власти примут все необходимые меры к исполнению рекомендаций Комитета. Мы убеждены, что их выполнение будет способствовать более полному следованию обязательствам, взятым на себя нашей страной. Мы готовы содействовать органам власти в этой работе.
Конец цитаты.

Автор статьи убежден, что официальные международные правозащитные организации, включая соответствующую структуру ООН, должны обратить внимание на недопустимость пыток и жестокого и унижающего достоинство обращения и накзания в психиатрических больницах, психоневрологических интернатах, интернатах для престарелых и инвалидов, детских сиротских институциональных учреждениях, включая специализированные Российской Федерации. В противном случае нарушения прав человека в этих учреждениях чреваты общественным взрывом.

Нарушения же прав граждан в вышеописанных учреждениях освещались в публикациях Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, Гражданской комиссии по правам человека С-Петербурга и др.

Стоит напомнить, что в Коалицию неправительственных организаций, участвовавших в подготовке Альтернативного доклада, входят: Фонд «Общественный вердикт» (координатор работы), Комитет «Гражданское содействие», Правозащитный центр «Мемориал», Независимая психиатрическая ассоциация России, Межрегиональный «Комитет против пыток», московский офис «Международной тюремной реформы» и иные.

Закончу эту свою статью цитатой из публикации известного советского правозащитника, отсидевшего один из своих сроков за "клевету" на советскую психиатрию...

«Как-то товарищ Сталин проснулся холодным серым утром и не обнаружил на столе своей любимой трубки. Он тут же вызвал своего главного 'заплечных дел мастера' Лаврентия Берию и распорядился трубку найти. Через несколько часов она обнаружилась в ящике стола, и он снова позвонил Берии - сказать, чтобы поиски прекратили. 'Но, товарищ Сталин', - запинаясь, произнес в трубку Берия, - 'в ее краже уже созналось пять человек', - писал Владимир Буковский в статье "Длинная тень пытки", опубликованной 20 декабря 2005 года в издании "The Washington Post".

Роман Чорный, правозащитник и врач
Tags: documents, punitive psychiatry, tortures, un, ООН, документы, карательная психиатрия, психиатрия, пытки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments